Применение оловянных бронз
Оловянными бронзами называют медные сплавы, основным легирующим компонентом которых является олово. Помимо олова, в состав оловянных бронз могут входить цинк, свинец, фосфор, никель и другие легирующие компоненты.
Оловянные бронзы, применяемые в промышленности, как правило, содержат олова не более 10-12% и редко 18-20%.
Оловянные бронзы обладают высокой коррозионной стойкостью и хорошими антифрикционными свойствами. Широкий температурный интервал затвердевания оловянных бронз является причиной их склонности давать в отливках рассредоточенные усадочные пустоты (пористость).
Маркируются бронзы буквами Бр, правее ставят буквы, обозначающие легирующие элементы, входящие в сплав меди – слева направо по убыванию процентного содержания (О – олово, Мц – марганец, А – алюминий, Ж – железо, Ц – цинк и т.д.). Далее ставят цифры, означающие среднее количество элемента в процентах (процентное содержание самой меди не указывают). Так, например, бронза БрОНЦ9-3-1 это бронза, в которой 87% меди, 9% олова, 3% никеля и 1% цинка.
Для бронз, не поддающихся деформации (литейных), цифру ставят сразу за буквой легирующего элемента: БрО5Ц5С5.
Если одна бронза используется и в деформируемом, и в литейном варианте, в конце маркировки ставится буква Л: БрАЖ9-4Л.
В зависимости от содержания элементов в сплаве меняются его свойства и, соответственно, сферы применения. Ниже приведены примеры типичного использования некоторых бронз.
БрО19 – детали узлов трения, работающие при больших удельных нагрузках; плиты, работающие на истирание. При монтаже деталей необходимо обеспечить хорошее прилегание их по всей поверхности.
БрО10 – ответственные детали, работающие па трение и подвергающиеся ударным нагрузкам (червячные и зубчатые колеса и т. п.); различная водяная и паровая арматура (до 250° С); детали, работающие в морской и пресной воде, а также в других едких средах (кислотах, растворах щелочей, хлористых солей и др.).
БрОФ10-1 – фрикционные и зубчатые колеса, шестерни, венцы червячных зацеплений, вкладыши тяжелонагруженных подшипников при недостаточной подаче смазки, золотники, втулки кривошипных головок шатунов.
БрОЦ10-2, БрОЦ8-4, БрОЦС8-4-3 – детали сложной конфигурации со стенками различной толщины, стойкие против коррозии и эрозии в морской, пресной воде и других средах (корпуса и крышки насосов; детали арматуры, работающие под высоким давлением среды и температурах до 250—280°С). Детали, работающие на износ (втулки, зубчатые колеса и шестерни, червячные зацепления) при средних и высоких удельных нагрузках и невысоких скоростях скольжения.
БрОЦ6-6-3, БрОЦС5-5-5 – детали узлов трения (втулки, вкладыши подшипников, червячные колеса); различная арматура для морской, пресной воды и пара.
БрОЦСН3-7-5-1, БрОЦС3-12-5 – сложная тонкостенная арматура с резкими переходами по толщине стенок, работающая в морской, пресной воде, насыщенном паре при температуре до 225°С, а также жидком топливе всех видов под давлением 25 кГ/см2 и выше; антифрикционные детали.
БрОЦС4-4-17 – различные антифрикционные детали (втулки в станках и др.).
БрОС10-10, БрОС8-12 – вкладыши подшипников, не заливаемые баббитом, работающие при больших удельных нагрузках и скоростях скольжения; детали химического машиностроения и приборостроения.